- Фусо-кё
Фусо-кё́ («учение чудесной страны Восхода»), синтоистская секта. Идейные основы Фусо-кё заложены Хасэгава Какугё (15411646), однако организация секты сформировалась лишь в 70-х гг. XIX в. во главе с Сисино Накаба (18441884) на волне возрождения национальной духовности в эпоху Мэйдзи. Официально признана японским правительством в качестве независимой синтоистской секты в 1882.
Суть доктрины Фусо-кё почитание священных гор. Название Фусо-кё связано с легендой о том, что за восточным горизонтом есть чудесная страна Фусо (в другой мифологической традиции она носит название Нираи). Туда переселяются души предков и оттуда в мир их потомков приходит благодать. В том месте, где восходит солнце, растёт волшебное дерево, которое также называется Фусо.
Истоки учения и ритуальной практики Фусо-кё теряются в первобытной древности. Доктринальная основа типична для универсальных форм культа «acsis mundi» «мировой оси», а сам основной обряд Фусо-кё имеет массу аналогов не только в Японии, но и в самых разных уголках планеты.
В Японии культ гор имеет свои специфические черты, обусловленные особенностями пространственного восприятия японцев и спецификой их хозяйственно-культурных типов. В их традиционной картине мира принципиально важную роль играет культ священных вертикалей, связанный с шаманистской концепцией космоса. С развитием рисоводства культ гор, изначально присущий охотничьим племенам, приобретает аграрную окраску. Главное в годовом календарном цикле восхождение на священные вершины стало проводиться в дни праздника Нийна-но Мэ мацури («Праздник нового риса»). Культ плодородия и культ предков переплетаются во многом благодаря практике ритуальных восхождений. Восхождения были, как правило, коллективные. По сути они являлись медиумным актом, который совершало общество, поднимаясь вверх в мир богов и предков. Кстати, обычай оставлять стариков умирать в горах также имел медиативное значение.
Верховное божество Фусо-кё Сэнгэн Дайсин (Великий бог горы Фудзи), который в секте рассматривается в качестве единой сущности трёх первых богов японской космогонии. В соответствии с мифологической традицией эти божества выступают как неперсонифицированные креативные силы. В вероучении Фусо-кё выдвигается идея о том, что сама креация есть проявление воли Сэнгэн Дайсин и что от почитания традиционных богов «ками» и собственных божественных предков зависит духовное здоровье как всей нации, так и отдельной родственной группы. Основное ритуальное действо для Фусо-кё восхождение на священную гору Фудзи. Горы сами по себе считаются сакральным пространством, поэтому секта не имеет храмовых сооружений. Общее число сторонников Фусо-кё, по несколько устаревшим данным, около 150 тыс. человек.
К. Л. Банников
Народы и религии мира. - М.: Большая Российская энциклопедия. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. 1998.